Выбор шпаклевки

Итак, если вы начинающий моделист, у вас, скорее всего, уже возник вопрос – как и как бороться с трещинами и царапинами на корпусе модели, возникающими при сборке. Все очень просто – нужно использовать шпатлевку.

Шпатлевка часто представляет собой пастообразное или порошкообразное вещество, предназначенное для выравнивания поверхности между деталями модели.

В настоящее время выпускается огромное количество разновидностей мастики, и все они различаются по своим свойствам.

Правильный выбор наполнителя зависит от многих факторов, например:

  • материал модели
  • ширина шва или царапины
  • позиция шитья

Разновидности шпаклевки:

  • Шпатлевка
  • Эпоксидная шпатлевка
  • Полиэфирная шпатлевка
  • Зелень
  • Эпоксидная смола
  • Автомобильные наполнители
  • Супер наклейки

Шпаклевка Putty


В большинстве случаев для стендового моделирования подходит специальная модельная шпатлевка на нитро-основе Putty. Наполнители выпускаются в металлической тубе серого или белого цвета, наносятся плотно и быстро сохнут. Есть возможность разжижения до нужной консистенции с помощью нативного растворителя (или отечественного 600). Есть недостаток, после полного высыхания: шпатлевка хрупкая, сильно садится. Вот почему Putty не подходит для лепки форм. Если шпатлевка разводится достаточно тонко, ее нужно наносить слоями, давая каждому слою полностью высохнуть. Следует помнить, что чем больше разводится шпатлевка, тем сильнее будет усадка и тем дольше она будет сохнуть.

Модельная мастика производится практически всеми известными брендами: Tamiya, Revell, Humbrol, Model Master, Italeri

Epoxy Putty

Эпоксидная шпатлевка
Применение шпатлевки явно выходит за рамки простого заполнения зазоров и швов. Например, его очень удобно использовать при изготовлении мешков с песком для диорам. Эпоксидная шпатлевка – это мелкозернистый материал с двумя зернами, который затвердевает только при тщательном перемешивании компонентов. Хорошо перемешанная шпатлевка наносится на модель шпателем или легкими надавливаниями пальцами.

Эпоксидная шпатлевка идеальна для лепки фигур, изготовления и копирования деталей самолетов, резервуаров и другого оборудования. После тщательного перемешивания двух компонентов во время отверждения наступает момент, когда шпатлевка не прилипает к модели, а не к пальцам. Это очень удобно для лепки и придания формы.

Для полного застывания требуется 24 часа. Вы можете сократить это время, поместив его на аккумулятор.

Polyester Putty

Полиэфирная шпатлевка
Полиэфирная шпатлевка – это двухкомпонентная полиэфирная шпатлевка. Полиэфирная шпатлевка – не дает усадки и довольно быстро сохнет и подходит для тех, где необходимо большое количество шпатлевки.

Чтобы подготовить шпатлевку к использованию, выдавите шпатлевку и отвердитель в соотношении 50: 1 на твердую поверхность и тщательно перемешайте круговыми движениями. Для лучшего перекрытия лучше всего использовать миниатюрный плоский шпатель.

Читать:  Винтовые сваи

Главный недостаток шпатлевки этого типа – сильный и неприятный запах, по этой причине с ней лучше работать в проветриваемом помещении.

Имейте в виду, что если на следующий день полиэфирная шпатлевка останется липкой, очень вероятно, что она смешана с небольшим количеством отвердителя или просто просрочена.

Green Stuff (зелёнка)

Зелень
Двухкомпонентная эпоксидная шпатлевка. Он состоит из двух лент: синей и желтой, при смешивании получается зеленый цвет. После получения однородного зеленого цвета наполнитель готов к использованию. По этой причине его название распространено среди производителей моделей: зеленый. Синяя лента – отвердитель, желтая лента – основной материал. Чем голубее, тем прочнее получается шпатлевка. Оттенок зеленого можно использовать для управления свойствами массы. Чтобы шпатлевка при эксплуатации не прилипала, необходимо смочить инструмент и руки. Рабочую шпатлевку можно хранить как в емкости, так и в холодильнике.

Другие способы шпаклевания

Существуют и другие виды материалов для тех же задач, но не модельные шпаклевки.

Эпоксидные смолы

Обычные двухкомпонентные эпоксидные смолы также могут использоваться в качестве заполнителя. Есть разные разновидности, от застывания за 5 минут в день. Основное преимущество этого типа в том, что они практически не дают усадки, не разрушают пластик. Минус: держатся слабо, в отличие от изготовленных на основе растворителей.

Автомобильные шпаклевки

Это, вероятно, самый популярный тип заполнителя, не предназначенный для моделирования. Здесь очень много. Автомобильные наполнители, как правило, основаны на растворителях и хорошо прилипают к пластику. И для этого они становятся очень стойкими, когда полностью высыхают.

Супер клей

Суперклеи полезны для заполнения небольших пространств или царапин, поскольку они заполняют пространство без пузырей. Супер клей практически не дает усадки. Скорость полного высыхания клея сильно зависит от влажности воздуха.

Как вы понимаете, не существует одного идеального материала для всех занятий. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Понимая все различия и применяя их на практике, вы получите лучший опыт, который выведет ваши модели на новый уровень.

Подготовка


Для выполнения работ вам понадобится шпатлевка и абразив. Не стоит использовать строительные расходные материалы вместо хорошего состава. Например, часто используются шпатлевки по дереву, однако на самом деле они довольно плохо сцепляются с пластиковыми моделями, не поддаются резке и неустойчивы к воздействию влаги. Выбирайте наждачную бумагу для шлифования швов с умом – обратите внимание на влагостойкие варианты.

Также рекомендуется приобрести жидкость для снятия лака (без ацетона) или жидкость для снятия праймера от бренда Tamiya. Они понадобятся для очистки шпаклевочного слоя; это может быть очень полезно, если во время обработки вы нечаянно касаетесь каких-то рельефных частей модели, работаете с фонарями кабины и другими труднодоступными местами. Если на стыке элементов есть щель без выступа, достаточно нанести состав, подождать около шестидесяти минут и удалить излишки ватным тампоном, предварительно пропитанным специальным средством. В результате наждачная бумага даже не коснется поверхности и пространство заполнится.

Читать:  Шпаклевка по монтажной пене - необходимые инструменты

Шпатлевка: типы

При работе с моделями используются шпаклевки двух типов: двухкомпонентные эпоксидные составы и однокомпонентные «пластичные» составы. У каждого из них есть определенные характеристики, с которыми мы постараемся разобраться в нем немного подробнее.

Двухкомпонентные эпоксидные составы

Шпаклевка в моделировании
Основная функция этих составов – закрывать достаточно большие дыры, такие как осколки, обрывы, трещины. Такие вещества отличаются тем, что после сжатия они равномерно затвердевают по всему объему. Кроме того, эпоксидные смолы значительно превосходят свои пластмассовые аналоги по прочности. В этом плане они уступают только пластику модели. Распространенными наполнителями этого типа являются P-120 Mr. Hoby Mr. EPOXY PUTTY PRO-H Жидкий эпоксидный наполнитель. Для правильного нанесения необходимо обладать базовыми навыками: слой должен быть однородным и тонким.

Конечно, необходимо учитывать несколько нюансов, касающихся использования таких составов. В первую очередь нужно обращать внимание на пропорциональное соотношение при смешивании. Если вы ошиблись, замазка за слишком короткий промежуток времени «поднимется» и схлопнется во время использования, либо просто не достигнет консистенции, которая позволит наносить состав. Затем придется удалить уже нанесенное вещество (а эта процедура займет некоторое время) и повторить работу с нуля. Кроме того, многие эпоксидные смолы имеют длительное время высыхания – примерно 24 часа. Однако можно создать быстросохнущий раствор: «пять минут».

«Пластиковые» однокомпонентные составы

Шпаклевка в моделировании
Ориентирован на создание больших моделей. Вещество представляет собой однородную массу, которая отличается своей плотностью, которая после застывания становится практически похожей на модельные полимерные материалы по внешнему виду и свойствам. Обратите внимание на следующий вариант подобных составов – AH2051 Aurora Hobby Жидкая мастика из полистирола.

Недостатком однокомпонентных составов является то, что они не слишком равномерно сохнут. Владельцы моделей часто сталкиваются с ситуацией, когда поверхностный слой уже полностью промерз, а в глубоком еще влажный. Вам придется потратить дополнительное время на ожидание. Часто приходится сталкиваться с низким сопротивлением поверхности шпатлевки. Крошится и мешает последующей обработке; однако иметь дело с этим должны только те люди, которые купили некачественный товар.

Алгоритм

Перейдем непосредственно к описанию процесса нанесения мастичного состава. Затем вы видите трещину, шов, выступ или другой дефект, который собираетесь исправить.

  1. В первую очередь необходимо обезжирить поверхностный слой.
  2. Далее берем приобретенный состав, а также шпатель (либо спичку, либо зубочистку);
  3. Наносим состав на интересующий участок, стараясь вдавить материал в шов.
  4. Наконец, можно пальцем разгладить слой по шву (но тогда нужно тщательно вымыть руки).
Читать:  Шиферная кровля

Если вы столкнулись с серьезным швом или выступом, то нанесение состава происходит в несколько этапов (создается несколько слоев), между которыми осуществляется просушка. Если вокруг шва имеется рельефный узор, который важно сохранить в первоначальной форме, приклейте ленту по краю.

Если не правильно зацепить детали модели, результатом работы по нанесению шпаклевки будет очень неухоженная и визуально некрасивая модель. Не «экономьте» затирку: выкладывайте ее в большом количестве; лучше потратить на процедуру шлифовки больше времени, чем получить кривой шов. Пока шпаклевочный слой сохнет, зашлифуйте его, не забывая доливать воду. Можно обратить внимание на то, как мало осталось состава на модели и как выглядит шпатлевка, отслоившаяся до нуля. Определенное количество должно оставаться только на самом дефектном участке, но ни в коем случае на поверхности модели.

Шпаклевка в моделировании
необходимо четко понимать, что нанесения слоя шпаклевки будет недостаточно. Это довольно частая ошибка: на первый взгляд шов снят полностью, но потом приходится сталкиваться с дефектами, которые становятся заметными еще на этапе нанесения грунтовки. Желательно внимательно осмотреть гладкий шов «на глаз» – под разными углами, при разном освещении. Это позволит сразу увидеть проблемные места. Если вы сделаете это после грунтовки, нужно быть готовым к тому, что шпаклевку придется наносить заново. Также желательно дать швам немного подсохнуть перед повторным заполнением. Рекомендуемый срок – одна неделя: в этом случае тренировка наладится и в дальнейшем вам не придется сталкиваться с неприятными «сюрпризами». Наносить «финишную» шпатлевку нужно будет в небольшом количестве; может быть достаточно жидкого вещества.

Обратите внимание, что грунтовка – обязательный этап в работе по обработке. Функция последнего – улучшить адгезионные свойства краски и выявить дефекты наполнителя; обеспечивается выравнивание цвета поверхности. Не все краски перекрывают белую шпатлевку на черном полимерном материале. Сразу приготовьтесь к тому, что грунтовку придется производить несколько раз.

В заключение сделаем довольно очевидное наблюдение: шпаклевка выполняется с особой тщательностью. Часто необходимо отремонтировать шов, и неопытный штукатур вместо него проработает желаемые разрезы и швы. Пораженные швы необходимо снова разрезать.

Шпаклевка в лепке: разновидности и способ нанесения
Шпаклевка в лепке: разновидности и способ нанесения

В этой статье мы расскажем об основных нюансах подготовки к процедуре затирки моделей, выделим распространенные виды шпатлевки и кратко опишем процесс нанесения состава. Целью данной статьи является отнюдь не подробный анализ, а лишь небольшой экскурс в лепные композиции.

Источники

  • https://modelmaster.ru/shpaklevka-stend-modelism.html
  • https://mirmodelista.ru/model-tweaks/tehnologii-v-modelizme/shpaklevka-v-modelizme-raznovidnosti-i-sposob-naneseniya/

[свернуть]