Плотность асфальта, как показатель качества укладки дорожного покрытия

Пока человечество не отказалось от колесного транспорта, будут необходимы дороги для передвижения колесных транспортных средств. Альтернативы асфальтобетонным покрытиям городских тротуаров или магистральным автобанам пока не предвидится.

Укладка покрытий из асфальтовых смесей выполняется специальной дорожной техникой, уплотнение смеси придает материалу повышенную плотность асфальта, механическую прочность и водоустойчивость.

Дорожная одежда – что это?

Дорожной одеждой называют многослойную конструкцию в пределах размеров проезжей части автодороги, которая воспринимает нагрузки от проезжающих автотранспортных средств и передает их на грунт. Каждому виду дорожной одежды требуются соответствующие типы покрытий.Каток

Покрытием дорожной одежды называют ее верхнюю часть, состоящую из нескольких слоев материала, непосредственно воспринимающих нагрузки и подвергающихся прямым воздействиям атмосферных факторов. Поэтому покрытие дороги является наиболее уязвимым элементом дорожной одежды.

Достоинства и недостатки асфальтобетонных покрытий

Асфальтовое покрытие дорог и тротуаров является механической смесью наполнителей — песка, гравия и щебня и вяжущего компонента – битума. Поэтому асфальтовой смеси присущи те же самые достоинства и недостатки, характерные другим однофазным системам, состоящим из нескольких химически нейтральных друг к другу составляющих. Единственное, что трактовка достоинств и недостатков асфальтобетона производится относительно его рабочих свойств в составе дорожных покрытий.

К достоинствам асфальтобетонов относят:

  • Беспыльную эксплуатацию;
  • Бесшумность в процессе движения автомобилей;
  • Высокая износостойкость (не более 1 мм в год);
  • Неприхотливость содержания и несложный ремонт.

Недостатками асфальтобетонов как дорожного покрытия считаются:

  • Высокая скользкость при незначительном увлажнении;
  • Снижение срока службы при образовании волн или сдвигов;
  • Образование трещин из-за допущенной излишней хрупкости;
  • При недостаточной водостойкости происходит шелушение.

Укладка асфальтобетонных смесей

Устройство асфальтобетонного слоя в первую очередь зависит от качества укладки смеси с соблюдением заданных параметров толщины, продольного и поперечного уклонов. Окончательное уплотнение асфальта производится катками, чтобы избежать дефектов покрытия. От качества уплотнения зависит структура асфальтобетона, воспринимающая транспортные нагрузки, противодействующая атмосферным воздействиям весь срок службы покрытия.Укладка смеси на дорогу

Процесс уплотнения асфальтобетона заключается в перегруппировке расположения минеральных зерен при внешнем механическом давлении на них. Пустоты между крупными зернами заполняются более мелкими частицами. При этом происходит выжимание свободного битума и вытеснение воздуха, что ведет к снижению пористости асфальтовой смеси.

После уплотнения покрытие обретает повышенную прочность и водонепроницаемость. Результат уплотнения смеси характеризуется коэффициентом уплотнения асфальта, норматив которого нормируется в зависимости от состава и технических требований. Для асфальтобетонных составов типов А или Б придерживаются коэффициента не ниже 0,99. Считается, что автомобильное движение при эксплуатации автодороги доуплотнение покрытия не производит.

Это важно! Стоимость работ по уплотнению асфальтосмеси составляет всего лишь 3% от всей стоимости строительных работ, однако рост степени уплотнения только на один процент способствует повышению прочности не менее, чем на 15%.

Состав асфальтобетонных покрытий

Размер, качество и количество минеральных фракций в асфальтобетоне нормирует ГОСТ 9128-2009. Гравий и щебень измельчают в мелкую крошку. В асфальте также присутствует песок. Скрепляющую (вяжущую) роль играет битум.

Как любая аморфная смола, битум способен проявлять скрепляющие свойства только будучи разогретым. В этом и заключается причина укладки асфальта в горячем состоянии. Однако современные технологии нефтяной переработки создали жидкий битум, который не застывает при минус 30 градусах по Цельсию.Укладка тротуара

По содержанию минеральных заполнителей в смесях асфальты делят на три группы:

  • Группа А –щебня до 60%;
  • Группа Б – щебня до 50%;
  • Группа В – щебня от 30 до 40 процентов.

Содержание базовых компонентов асфальтобетонов разбивает асфальтосмеси на следующие категории:

  • Песчаные, пригодные для асфальтирования тротуаров и дорожек;
  • Мелкозернистые. Высокая плотность мелкозернистого асфальта позволяет применять его для дорог с повышенной интенсивностью движения;
  • Крупнозернистые, служащие нижним слоем в многослойных покрытиях;
  • Полимерно-битумные, применяемые в мостовых покрытиях, в паркингах;
  • Щебеночно-мастичные, устойчивые к образованию трещин. Их место – дороги с интенсивным движением автотранспорта, аэродромы, городские улицы;
  • Резино-битумные, укладываемые на дорожках стадионов.

Виды асфальтобетонных смесей

  1. Горячие смеси, которые предписано укладывать при температуре не ниже 120 градусов по Ц;
  2. Теплые смеси, которые укладывают при температурах в диапазоне от 40 до 89 градусов по Ц;
  3. Холодные, способные к укладке и уплотнению при температуре не ниже 10 градусов по Ц.

Механические характеристики смесей, например, насыпная плотность асфальта, зависят от типа применяемых связующих. Для асфальта со шлаковым песком она равна 2300 кг/куб. метр, а уже для компонента в виде кварцевого песка насыпная плотность составит 2100 кг/ куб. метр.

Это важно! На формирование ценовой стоимости видов асфальта влияет возможность изготовления смеси непосредственно на месте укладки (соединение подогретого щебня с теплым связующим).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*